Куда идут все с УЭО

 ОРИГИНАЛ

Таможенное регулирование.–2013.– № 9.

Д.В. Некрасов

Дмитрий Некрасов, директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, рассказывает о международном опыте развития института уполномоченного экономического оператора

В конце мая в рамках прошедшего в Астане экономического форума состоялся Европейский региональный форум по уполномоченным экономическим операторам. Мероприятие было организовано Комитетом таможенного контроля Казахстана под эгидой Всемирной таможенной организации. На этой площадке встретились делегаты таможенных служб из самых различных стран мира (Казахстан, ЕС, США, Китай, Корея, Австрия, Турция, Венгрия и др.), представители Всемирной таможенной организации, Европейской Комиссии, Евразийской экономической Комиссии, различных исследовательских и деловых организаций. Выступающие рассказали о своём опыте внедрения института уполномоченного экономического оператора, первых и последующих организационных шагах по его становлению и развитию, поделились проблемами, но, самое главное, рассказали о том, каким они видят ближайшее будущее УЭО в своих странах, и где могут быть точки соприкосновения между странами-партнёрами.

Несмотря на особенности, несомненно существующие в каждой стране, из двухдневной дискуссии можно сделать однозначные выводы о том, что генеральная линия развития уполномоченных экономических операторов в целом едина. Более того, хочу подчеркнуть, что основные экономики мира рассматривают уполномоченного экономического оператора как основу упрощения таможенных процедур и, самое главное, как основу, обеспечивающую безопасность торговли как для предпринимателей, так и для государства. Таможенные службы видят в УЭО прежде всего партнёра по диалогу, предоставляя серьёзные упрощения взамен на гарантии соблюдения законодательства.

Если обобщить доклады выступающих, то можно выделить следующие перспективные направления, над которыми сегодня работают зарубежные коллеги.

  1. Предоставление возможности стать экономическим оператором не только декларанту, но и всем остальным участникам поставки товаров (отправитель, получатель, перевозчик, брокер (таможенный представитель), владелец склада и т.д.). Конечно, реальный объём упрощений у разных звеньев торговой цепочки разнится, исходя из специфики их деятельности. Однако возможность присваивать статус УЭО каждому из таких звеньев позволяет формировать, назовём их условно, целые «уполномоченные торговые цепочки». Когда товары передаются от уполномоченного отправителя к уполномоченному получателю, и при этом задействованы уполномоченный перевозчик и брокер, с точки зрения таможенного контроля надёжность и безопасность всей торговой поставки повышается в разы за счёт синергического эффекта – товар поступает от надёжного отправителя и на каждой стадии передаётся в надёжные руки. Соответственно, в целом конкретная товарная партия вызывает больше доверия и требует меньше усилий для таможенного контроля.   
  2. Сочетание упрощений по таможенным формальностям (операциям) с упрощением таможенного контроля. При этом во многих странах создаётся ступенчатая иерархия уполномоченных экономических операторов, с каждой ступенью оператору предоставляется всё больший объём упрощений и послаблений при таможенном контроле, однако и требования к работе оператора ужесточаются – оператору нужно беречь свою таможенную и налоговую репутацию, не совершать грубых нарушений, чем больше послаблений, тем глубже и тщательнее проверка со стороны таможенных органов качества и систем работы оператора и особый упор на подбор оператором своего персонала. При таком подходе таможенные органы переходят от оценки риска по конкретной партии к оценке системы работы компании в целом, анализируя, насколько внутренняя организация претендента на статус УЭО работает на предотвращение нарушений. В ряде стран таможенные органы идут ещё дальше – анализируют и проверяют контрагентов компании-претендента, в том числе и за рубежом, на предмет надёжности их внутренних механизмов, обеспечивающих законодательство (включая системы учёта и контроля, информационные системы, системы подбора и контроля персонала, системы разграничения доступа, порядок хранения и перевозки товаров и т.п.). Такие проверки подразумевают выезд представителей таможни из той страны, где зарегистрирован претендент на статус УЭО, в страну, где работают его контрагенты. Особенно активно это направление развивает таможенная служба США.    
  3. Взаимное признание УЭО –интереснейшее и очень перспективное направление, требующее, однако, серьёзной подготовительной работы. Взаимное признание подразумевает, что УЭО одной страны признаются в качестве УЭО и в стране-партнёре без дополнительной проверки. С точки зрения сегодняшнего нашего законодательства эта работа кажется на первый взгляд бессмысленной – ведь у нас, в Таможенном союзе, УЭО жёстко привязан к декларированию товаров и не предусматривает упрощения контроля. Поэтому нам и не понятно, зачем заниматься взаимным признанием, если на этапе декларирования ничего в итоге не меняется. Однако если посмотреть на взаимное признание с точки зрения законодательства других стран, предусматривающего присвоение статуса УЭО перевозчикам, брокерам, владельцам складов, отправителям/получателям, а также упрощения таможенного контроля для УЭО, то взаимное признание значительно облегчает формирование «уполномоченных цепочек» при поставках товаров. Таможня страны назначения рассматривает товары, поступающие в адрес своего УЭО (в некоторых случаях – и не только в адрес УЭО) от отправителя, имеющего статус УЭО в стране отправления, как товары со значительно меньшим риском. Взаимное признание УЭО предполагает больш’ую взаимную работу стран-партнёров по двум направлениям – во-первых, необходимо сблизить критерии получения статуса УЭО, а во-вторых, необходимо обеспечить высокий уровень доверия между таможенными службами стран, намеренных пойти на взаимное признание УЭО. Заместитель генсека Всемирной таможенной организации С.Мухика озвучил, что таможенными службами – членами ВТО подписано уже 19 соглашений о взаимном признании УЭО. Наиболее продвинулись в этом направлении ЕС и США, Япония, Корея, Сингапур, Китай в последние годы активизировал переговоры с США, ЕС, Кореей и Японией.
  4. Развитие института самооценки УЭО. Самооценка означает, что УЭО самостоятельно заполняет подробные анкеты, формы, установленные таможенными службами, самостоятельно в этих анкетах и формах оценивает своё соответствие критериям УЭО, оценивает качество и надёжность своих систем безопасности, доступа, защиты информации, бухгалтерского учёта, предоставляет информацию о своих партнёрах по бизнесу, и т.д. Результаты этой работы анализируются таможенной службой, которая делает вывод, насколько достоверно, подробно и честно УЭО охарактеризовал свою работу, учитывая это при присвоении статуса УЭО.  Всемирная
    таможенная организация и таможенные службы стран, активно внедряющих институт УЭО, рассматривают самооценку как важнейший элемент самодисциплины компаний, а также повод и возможность для них самих провести внутренний аудит и пересмотреть стандарты своей работы.
  5. Помощь УЭО со стороны таможенных органов. Присвоив статус УЭО, таможенные службы многих стран делают следующий шаг им навстречу – в таких странах законодательно и организационно закреплено содействие уполномоченным операторам. Оно может проявляться в следующих формах: помощь и консультации в обучении и контроле персонала, в совершенствовании системы учёта, а также выделение особых сотрудников таможни для взаимодействия с УЭО и оперативного устранения сбоев, возникающих при таможенном оформлении не по вине УЭО. 

Несмотря на всехвалебные высказывания в адрес УЭО, его, конечно же, не стоит идеализировать. Контроль за работой УЭО не отменяет ни одна страна, просто он становится более точечным, адресным, основной упор делается на то, что таможенные службы вместе с другими государственными органами очень тщательно проверяют кандидатов «на входе», не распыляя своих усилий на проверки конкретных товарных партий. Как уже упоминалось выше, проверки компаний, претендующих на статус УЭО, становятся всё глубже, оценке подвергаются все звенья работы компании, её внутренние системы, оценивается репутация партнёров по бизнесу и т.п.  

В выступлении С.Мухика были отражены и те опасения, которые озвучиваются критиками института УЭО. К основным претензиям можно отнести: «УЭО – это дискриминация операторов…»; «УЭО подразумевает передачу им правоохранительных функций…»; «УЭО – повод избавиться от таможенных брокеров»; «УЭО увеличивает разрыв между крупными компаниями и малым и средним бизнесом». Скорее всего, эти опасения преувеличены, однако и безоговорочно отметать их было бы неправильным.

Подводя итоги, хочу подчеркнуть, что институт УЭО интенсивно развивается во всём мире. Конечно же, он требует своего скорейшего развития и в Таможенном союзе. Неполная реализация потенциала УЭО, зафиксированная в нашем сегодняшнем таможенном законодательстве, лишает выгод как добропорядочных участников ВЭД, так и таможню, порождая взаимное неудовольствие, недоверие.

Необходимо исправлять ситуацию. Однако, ускоряя движение в этом направлении, требуется тщательно взвешивать каждый шаг, проводить широкое обсуждение, учитывать опыт других стран, развивать упрощения для УЭО в увязке с совершенствованием механизмов таможенного контроля. В этом случае баланс между упрощениями и эффективностью таможенного контроля позволит превратить УЭО в надёжную опору добросовестного бизнеса и таможенных органов.   

Замечания и предложения по опубликованному материалу просьба направлять автору на электронную почту: info-ndv@yandex.ru (Д.В. Некрасов)

Научные публикациичевые слова, поисковые фразы: уполномоченный экономический оператор, УЭО, добросовестный участник ВЭД, институт уполномоченного экономического оператора, административно-правовой статус УЭО, авторизация УЭО, авторизация уполномоченного экономического оператора, оценка экономического оператора, правовой статус уполномоченного экономического оператора, взаимное признание правового статуса УЭО, специальные преимущества, таможенные упрощения, специальные упрощения, таможенные льготы, упрощение торговли, безопасная цепь поставки товаров, Всемирная таможенная организация, Рамочные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли, ВТамО, ВТО, сравнительный анализ, евразийская экономическая комиссия, ЕЭК, департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики, директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК, российская таможенная академия, РТА, таможенная академия, научно-исследовательский центр, НИЦ, НИЦ РТА, наука, научные статьи таможня, таможенная проблематика, исследование проблем в таможне, международные стандарты, передовая практика,  международное таможенное право, административное право, Федеральная таможенная служба,  ФТС, РТА наука, наука РТА, РТА: НАУКА, международная конференция, круглый стол, таможенный форум, таможенный контроль, таможенное регулирование, таможенное администрирование, Некрасов Дмитрий Викторович, статьи Некрасова Д.В., диссертация Некрасова Дмитрия, отдел таможенного законодательства, пробелы в российском законодательстве, таможенное законодательство, совершенствование таможенного законодательства правовой режим, научная работа, диссертационная работа, научные публикации таможня.