Доклад В.А. Гошина

Член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин рассказал о таможенных аспектах евразийской интеграции на V ежегодной международной научно-практической конференции «Тункинские чтения», которая состоялась в Москве 23 октября на юридическом факультете Московского государственного университета.

Мероприятие является форумом для обсуждения наиболее актуальных проблем и тенденций современного международного права. В нем приняли участие руководители Суда Европейской ассоциации свободной торговли, Российской ассоциации международного права, судья Европейского суда по правам человека, представители Конституционного суда Российской Федерации, других международных организаций, государственных органов и учебных заведений.

В своей речи Владимир Гошин остановился на ключевых этапах развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, осветил работу таможенного блока ЕЭК и подробно рассказал о совершенствовании таможенного законодательства. В частности, Министр рассказал о разрабатываемом Таможенном кодексе Евразийского экономического союза и проблемных вопросах, существующих в сфере таможенного администрирования на евразийском пространстве.

«В процессе совершенствования таможенного законодательства нам необходима помощь академических кругов, – отметил Министр. – Среди наиболее актуальных для нас вопросов, требующих научной проработки, отмечу вопрос разного объема обязательств, который берут на себя государства-члены интеграционного объединения, если присоединяются к международным договорам в таможенной сфере по отдельности, а не всем объединением целиком, а также целый ряд других вопросов».

Уважаемые дамы и господа, участники Тункинских чтений!

Разрешите поприветствовать Вас на столь представительной международной конференции, которая из года в год собирает представителей научных и не только кругов для обсуждения самых актуальных вопросов международного права.

В своем сегодняшнем докладе я хотел бы коротко обрисовать то путь, который прошла евразийская интеграция, затронув в том числе таможенные и судебные аспекты этого процесса. За прошедшие более чем два десятилетия интеграция на постсоветском пространстве развивалась в различных формах, таких как Содружество Независимых Государств, Союзное государство и некоторых других.

Можно сказать, что одним из самых продвинутых и успешных является объединение Беларуси, России и Казахстана, а с 1 января 2015 года к ним присоединится и Армения.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация сформировали Таможенный союз в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года «О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза»

В своем развитии данное интеграционное объединение оказалось очень динамичным и за небольшой промежуток времени прошло несколько этапов развития.

Функционирование Таможенного союза началось с 1 января 2010 года, когда вступили в силу сразу несколько значимых документов: Единый таможенный тариф, единый комплекс мер в сфере нетарифного регулирования и некоторые другие. А в июле 2010 года начал применяться Таможенный кодекс Таможенного союза. В 2012 году, в продолжение развивающегося интеграционного процесса, на базе начавшего функционирование Таможенного союза, государства «тройки» перешли к формированию Единого экономического пространства. Функционирование Единого экономического пространства предполагает координацию экономической политики государств- членов в отношении ключевых отраслей – макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, промышленности и агропромышленного комплекса, торговли и др.

Для функционирования Единого экономического пространства было подписано 17 соглашений, и была создана Евразийская экономическая комиссия, как наднациональный орган.

С 2015 года начинает свою работу Евразийский экономический союз – международная организация в сфере региональной интеграции с международной правосубъектностью. ЕАЭС создаётся для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке. Администрированием Евразийского экономического союза продолжит заниматься функционирующая с 2012 года Евразийская экономическая комиссия. Основной задачей Евразийской экономической комиссии является обеспечение функционирования Таможенного Союза, Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках данных объединений. Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу интеграционных объединений.

Также, в рамках установленных сфер деятельности Комиссия может принимать решения, имеющие обязательный характер для государств-членов, и рекомендации, не носящие обязательного характера. К вопросам, находящим в ведении Комиссии на сегодняшний день, относятся:

таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

таможенное администрирование;

техническое регулирование;

санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры;

зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;

установление торговых режимов в отношении третьих стран;

статистика внешней и взаимной торговли;

макроэкономическая политика;

конкурентная политика;

промышленные и сельскохозяйственные субсидии;

энергетическая политика;

естественные монополии;

государственные и (или) муниципальные закупки;

взаимная торговля услугами и инвестиции;

транспорт и перевозки;

валютная политика;

охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;

трудовая миграция;

финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг);

Новые правовые основы формирования евразийской интеграции определил Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в мае 2014 года. С его принятием Таможенный союз и Единое экономическое пространство в рамках Евразийского экономического сообщества выйдут на новый этап взаимодействия – полноценный экономический союз, подразумевающий свободу передвижения товаров, услуг, капитала и трудовой силы.

Руководящими органами Евразийского экономического союза являются:

· Высший совет – Главы государств

· Межправительственный совет – Главы правительств государств Евразийская экономическая комиссия

· Суд ЕАЭС.

Говоря о возглавляемом мною блоке, отмечу, что в компетенцию таможенного блока ЕЭК входят:

– формирование и совершенствование таможенного законодательства Таможенного союза и ЕЭП, а с 2015 года и ЕАЭС;

– совершенствование таможенного администрирования;

– проведение мониторинга соблюдения государствами-членами положений международных договоров, решений, принятых Высшим евразийским экономическим советом, и решений Комиссии в сфере таможенного регулирования;

– обеспечение единообразной практики применения таможенного законодательства;

– проведение мониторинга и анализа законодательства ЕС и иных государств, направленных на упрощение таможенных правил и процедур при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Таможенное законодательство Таможенного союза включает в себя 3 элемента:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза

2. Международные договоры между государствами-членами в области таможенного регулирования 3. Решения Евразийской экономической комиссии, издаваемые во исполнение положений Таможенного кодекса
Таможенного союза.

Также хочу сказать несколько слов о правоприменительной судебной практике, которая сложилась на сегодняшний день.

В соответствии со Статутом Суда Евразийского экономического сообщества Суд:

а) рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза; б) рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза;

в) дает толкование международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, актов, принятых органами Таможенного союза;

г) разрешает споры между Комиссией таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами – членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза.

При этом в соответствии со статьей 14 Статута Суда Евразийского экономического сообщества Суд рассматривает дела в рамках Таможенного союза по заявлению:

а) государств – членов Таможенного союза;

б) органов Таможенного союза;

в) хозяйствующих субъектов государств – членов Таможенного союза.

Исходя из складывающейся правоприменительной практики, в настоящее время эти функции в основном реализованы хозяйствующими субъектами. Обращения государств – членов Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии (как органа Таможенного союза и Единого экономического пространства) Судом Евразийского экономического сообщества за период 2012-2014 год фактически не рассматривались.

Особенностью защиты нарушенных прав хозяйствующих субъектов решениями, действиями (бездействием) Евразийской экономической комиссии, а также актов Комиссии Таможенного союза, является порядок обжалования, который предусматривает в соответствии со статьей 4 Договора об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 09.12.2010 два этапа:

1) обязательный досудебный порядок обжалования путем предварительного обращения заинтересованных лиц непосредственно в Комиссию;

2) непосредственное обращение в Суд Евразийского экономического сообщества, если Комиссия в течение 2 месяцев не приняла мер по поступившему обращению.

Так, например, в 2013 году в ЕЭК поступило 14 обращений от хозяйствующих субъектов об оспаривании решений (актов) ЕЭК, Комиссии Таможенного союза, их отдельных положений или действий (бездействия) ЕЭК (далее – обращения). При этом 5 обращений, касаются вопросов тарифного и нетарифного регулирования, 5 – антидемпинговых и специальных защитных мер, 2 – таможенных правоотношений (классификация товаров), 2 – мер технического регулирования

Из 14 обращений по 1 обращению требования заявителя были удовлетворены.

По итогам рассмотрения 13 обращений заявителям было отказано в удовлетворении их требований, и 6 из этих 13 заявителей воспользовались своим правом обращения в Суд ЕврАзЭС. Отмечу, что из 6 обращений в Суд непосредственно таможенных правоотношений касается 1 (классификация товара) и еще 2 касаются мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Дополнительно можно сказать, что в 2014 году помимо хозяйствующих субъектов в Суд ЕврАзЭС поступал запрос Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан о толковании понятия «внешнеэкономическая сделка» согласно таможенному законодательству Таможенного союза и разъяснении, является ли сделка, заключенная между хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории государств – членов Таможенного союза, основанием для экспорта товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза. Суд своим постановлением от 22.09.2014 отказал в принятии к рассмотрению данного запроса из Республики Казахстан, так как он фактически был сделан ненадлежащим лицом (от имени государств – членов Таможенного союза могут обращаться лишь определенные лица).

В целом анализируя практику Суда ЕврАзЭС, отмечу, что большинство обращений в Суд касаются мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, классификации товаров по ТН ВЭД ТС, а также применения антидемпинговых мер, как наиболее экономически значимых сфер для субъектов хозяйствования.

Положительным моментом является то, что обращение участников ВЭД за защитой своих прав в ЕЭК и Суд свидетельствует о том, что субъекты хозяйствования используют инструменты правовой защиты, предлагаемые им действующей договорно-правовой базой Таможенного союза и Единого экономического пространства. При этом целесообразно более эффективно использовать досудебный порядок рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов об оспаривании решений (актов) Комиссии.

Однако говоря о текущем положении дел, не могу обойти вниманием перспективу. Сейчас мы активно работаем над Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и планируем, что он вступит в силу 1 января 2016 года.

Действующий ТК ТС работает без каких-либо системных сбоев уже более четырех лет, с июля 2010 года. Но переход на новый этап интеграции — создание ЕАЭС, пересмотр всей договорно-правовой базы, действовавшей ранее, да и изменение терминологии и подходов к регулированию — потребовал пересмотра и международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения. Могу сказать, что при подготовке проекта ТК ЕАЭС, помимо согласования его терминологии и норм с положениями Договора о ЕАЭС, а также имплементации в него положений 16 международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, и 6 проектов международных договоров, были решены многие другие задачи. Например, по модернизации таможенного администрирования с учетом современного уровня развития информационных технологий, по сокращению национального сегмента таможенного регулирования, по учету положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, взятых в рамках ВТО, в том числе Соглашения по упрощению процедур торговли от 11 декабря 2013 года. Ну и, разумеется, мы посвятили время устранению существующих в ТК ТС недочетов и коллизий.

Хотелось бы обратить внимание на международный опыт, используемый при подготовке Кодекса. Безусловно, основным базовым документом для нас является Международная конвенция о гармонизации и упрощении таможенных процедур, договаривающимися сторонами которой являются все члены ТС и ЕЭП, а также присоединяющаяся с 1 января к ЕАЭС Армения.

Однако с учетом существующих реалий, а также уровня развития информационных систем и технологий, применяемых таможенными службами, важно говорить не только о названной Конвенции, но и также о современных инструментах таможенного администрирования, которые разрабатываются международным таможенным сообществом на платформе Всемирной таможенной организации. Такой вывод основан на консультациях ЕЭК с экспертами этой организации. Например, Соглашение Всемирной торговой организации по упрощению процедур торговли, заключенное в декабре 2013 г., представляет сочетание хорошо известных инструментов таможенного регулирования. Оно преподносится как эффективный инструмент упрощения процедур торговли, совершенствования таможенных операций, взаимодействия таможенных администраций между собой и предпринимательскими кругами. Так, в настоящее время Всемирная таможенная и другие международные организации разработали около 40 инструментов таможенного администрирования и упрощения процедур торговли.
Это конвенции, рекомендации и стандарты, специализированные руководства по институтам таможенного права, обзоры наилучших практик таможенного администрирования, компендиумы и глоссарии. Серьезное внимание акцентируется, например, на таких инструментах, как предварительное информирование, система управления рисками, посттаможенный аудит, институт уполномоченного экономического оператора, «единое окно», институциональное строительство. Они максимально учтены в проекте ТК Союза.

И говоря о проекте ТК ЕАЭС, хочу выделить следующие наиболее важные изменения таможенного законодательства, которые он предполагает:

– приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного только в исключительных случаях;

– автоматическое совершение ряда таможенных операций, выпуска и отказа в выпуске товаров, таможенного контроля с использованием информационных систем таможенных органов для проверки таможенных и иных документов и (или) сведений;

– использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) товаров на таможенную территорию, таможенным декларированием и выпуском товаров;

– оптимизация сведений, которые указываются в декларации на товары и транзитной декларации;

– возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;

–осуществление выпуска товаров в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации;

– возможность выпуска товаров до завершения таможенным органом таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

– четкая регламентация условий использования товара, помещенного под таможенную процедуру, если ее содержание предусматривает ограничения по использованию на таможенной территории либо за ее пределами;

– увеличение категорий юридических лиц, которым может быть присвоен статус УЭО; трехуровневая система присвоения такого статуса и модернизация критериев (условий) его присвоения, расширение специальных упрощений для УЭО, в том числе касающихся таможенного контроля на всей территории Евразийского экономического союза.

В проекте ТК Союза еще должны появиться интересные новеллы, связанные с регулированием следующих вопросов, находящихся в процессе обсуждения:

– применение при проведении таможенного контроля системы управления рисками;

– проведение таможенного контроля после выпуска товаров;

–совершение таможенных операций в отношении транспортных средств международной перевозки;

– перемещение товаров физическими лицами для личного пользования.

Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день совершенствование правовой базы Таможенного союза в таможенной сфере включает в себя целый комплекс мероприятий, среди которых можно выделить следующие основные приоритеты:

– разработка модернизированного Таможенного кодекса, заменяющего собой 20 международных соглашений в таможенной сфере;

– создание национальных систем «единого окна»;

– расширение наднационального регулирования таможенных правоотношений.

Сейчас на нашем евразийском пространстве учет норм международного права, использование прогрессивного опыта других интеграционных группировок являются крайне актуальными.

И в этой сфере есть проблемные вопросы, требующие проработки. В частности, отмечу вопрос о разном объеме обязательств, которые взяли на себя государства-члены Таможенного союза при присоединении к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), а также о проблеме унификации таможенной терминологии, применяемой в конвенции с терминологией таможенного
законодательства Таможенного союза. Изучение данного вопроса позволит повысить эффективность работы и с другими международными таможенными конвенциями.

В ходе такой работы нам может помочь и европейское право, поскольку в ЕС вопросы таможенного союза относятся к исключительной компетенции объединения. При этом присоединение к международным конвенциям в сфере таможенного регулирования (в частности, к Киотской конвенции) происходит одновременно Европейским союзом в целом и всеми государствами-членами.

И это не единственный вопрос, в котором нам нужна помощь академических кругов и на которые мы бы просили обратить вас внимание.

Хотел бы еще раз поблагодарить организаторов сегодняшнего мероприятия за приглашение, а также всех за внимание и готов ответить на возможные вопросы.

Новости ЕЭК