Интервью министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК

Экономическая интеграция на постсоветском пространстве набирает обороты, встречая на пути немало сложностей, продираясь через конфликты, жесткий лоббизм и жаркие дискуссии. Тем не менее уже с 1 января должен заработать Евразийский экономический союз, а чуть больше чем через год вступит в силу новый Таможенный кодекс. О долгожданных нововведениях и проблемных вопросах подготовленного проекта нового ТК ЕЭАС, перспективах внедрения механизма “единое окно” и отмены принципа резидентства, а также правомерности ограничений транзита санкционных товаров в интервью TUT.BY рассказал член Коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин.

 Новые возможности и болевые точки

– Подготовка проекта Таможенного кодекса вступает в завершающую стадию. Сколько времени в итоге она заняла и сколько специалистов работало над проектом?

– Работу по подготовке проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза на площадке Евразийской экономической комиссии мы начали в декабре прошлого года. В соответствии с решением Коллегии от 18 декабря 2014 года проект ТК ЕАЭС направлен странам для внутригосударственного согласования. Работа по подготовке такого сложного, кодифицированного международного договора, включению в него положений 16 международных договоров и шести проектов международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, обсуждению новелл и предложений, поступивших от государственных органов и бизнес-сообщества, заняла фактически год.

Так как вопросы, регулируемые ТК, затрагивают практически все сферы внешнеэкономической деятельности, в работе участвовало очень много профильных экспертов. Только в состав рабочей группы на паритетной основе вошли 50 экспертов высокого уровня (заместители руководителей различных госорганов, директора департаментов и управлений, представители бизнес-объединений) из трех стран и ЕЭК. Всего в обсуждении участвовало около 400 экспертов из различных министерств, ведомств и от бизнес-сообщества. У нас есть постоянный состав экспертной группы (20 человек), который непосредственно и занимался разработкой проекта. Однако формат работы группы был открытым, все эксперты, которых делегировали координаторы от государств и бизнес-сообщества, могли принять участие в разработке проекта.

Непосредственное участие широкого круга представителей бизнеса позволило всесторонне обсудить вопросы совершенствования таможенного регулирования, в том числе оценить влияние предлагаемых изменений таможенного законодательства на такие сферы деятельности, как транспорт, экономика, финансы, промышленность, и принять комплексные решения.

– Когда должно завершиться согласование, чтобы Кодекс вступил в силу, как и ожидается, с 1 января 2016 года? И достаточно ли отведенного времени на согласование всеми заинтересованными сторонами?

Здесь давать прогнозы достаточно сложно. Мы надеемся, что страны ЕАЭС и их бизнес-сообщества заинтересованы как можно быстрее получить новое современное таможенное законодательство и будут с учетом этого организовывать и проводить внутригосударственные процедуры, нужные для согласования и подписания в оптимальные сроки. Мы рассчитываем, что ТК ЕАЭС будет введен в действие с 1 января 2016 года.

– Можно ли озвучить, по каким чувствительным для физических и юридических лиц позициям предлагаются изменения?

На наш взгляд, особого внимания заслуживает несколько изменений таможенного законодательства. Во-первых, это приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного только в исключительных случаях. Во-вторых, автоматический выпуск товаров в соответствии с заявленной процедурой без участия таможенного инспектора. ТК также предусматривает использование механизма единого окна при совершении операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском товаров, и возможность подачи таможенной декларации без представления документов, на основании которых она заполнена. Кроме того, в проекте документа оговорено осуществление выпуска товаров в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации, а также увеличение категорий юрлиц, которые могут получить статус уполномоченного экономического оператора (УЭО) и расширение специальных упрощений для УЭО, в том числе касающихся таможенного контроля на всей территории Евразийского экономического союза.

– К каким нововведениям стоит готовиться участникам ВЭД?

– Стоит отметить новеллы, которые коснулись порядка проведения таможенного контроля. Одна из задач, которую ставили перед собой эксперты при разработке проекта Кодекса, – предоставление возможности применения такого механизма, как “выпуск товаров с обеспечением уплаты таможенных платежей” не только в случае проведения контроля таможенной стоимости товаров, но и при контроле иных сведений, влияющих на размер подлежащих уплате таможенных платежей. Это может быть и контроль правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, и контроль страны происхождения товаров, подтверждения условий предоставления тарифных льгот. Таким образом, при необходимости подтверждения тех или иных сведений участник ВЭД вправе получить товар в свое распоряжение, предоставив обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам таможенного контроля. Фактически в данном случае таможенный контроль переносится на этап после выпуска товаров, а выпуск товаров осуществляется в установленные ТК ЕАЭС сроки.

– Какие пункты нового Таможенного кодекса, по вашей оценке, станут самыми дискуссионными?

Скорее всего, самые чувствительные для бизнеса вопросы и станут самыми дискуссионными. К таким вопросам относятся вопросы таможенного контроля. Уже на этапе обсуждения на экспертном уровне возникли жаркие дискуссии по вопросам контроля таможенной стоимости. ЕЭК выступает за единый системный подход к изложению соответствующих норм в Кодексе.

Очень сложно идет дискуссия о нормах, устанавливающих необходимость уплаты процентов с сумм ввозных таможенных пошлин при отсрочке или рассрочке их уплаты. Действующим ТК Таможенного союза предусмотрено, что порядок уплаты таких процентов определяется законодательством государств-членов. В результате в Беларуси и России проценты исчисляются исходя из ставки рефинансирования, а в Казахстане – не начисляются. Что важнее: снижение налоговой нагрузки на бизнес или поступление денег в государственный бюджет? Вопрос должен решаться явно не на уровне таможенных служб.

Кстати, если говорить о законодательстве Евросоюза по данному вопросу, то следует отметить, что их Таможенным кодексом также предусмотрена уплата кредитных процентов с сумм ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Однако бизнес Казахстана не хочет отказываться от своих преимуществ в виде беспроцентной отсрочки либо рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, то есть фактически от беспроцентного кредитования, не принимает позицию двух других государств по этому вопросу и настаивает на сохранении действующего порядка.

Оснований для запрета транзита нет

– Единое таможенное пространство при всех очевидных плюсах имеет и свои сложности. К примеру, Россия ввела санкции в отношении продовольствия из ЕС, а Беларусь сейчас выслушивает многочисленные претензии со стороны коллег. Не поспешили ли с Союзом?

– Союз потому и является Союзом, что государства-члены проводят в различных областях либо единую, либо согласованную политику. Безусловно, у каждого из них есть свои приоритеты в сфере внешнеэкономической деятельности.

Специальные экономические меры Россия ввела в соответствии с Законом “О специальных экономических мерах”, а не в соответствии с международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза.

Вместе с тем содержание специальных экономических мер не содержит прямого указания на запрет или ограничение перемещения транзитом через территорию России отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических или физических лиц или присоединившееся к такому решению. Запрещено либо ограничено осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих именно ввоз на территорию России отдельных видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия.

Поскольку на сегодня нет ни одного факта недоставки таких товаров, перевозимых под таможенным контролем, то и нет оснований для введения в одностороннем порядке ограничений перевозки по таможенной территории Таможенного союза товаров, помещенных под процедуру таможенного транзита, в том числе следующих в Казахстан и другие страны через территорию России.

Для глобального решения проблемы, когда одна из стран Союза вводит ограничения, не предусмотренные договорно-правовой базой ТС, необходимо разработать на уровне международного договора порядок действий в таких случаях всех заинтересованных госорганов членов Таможенного союза.

– Не станет ли проблем еще больше, когда к ЕАЭС присоединятся Армения и Кыргызстан и мы будем граничить с Китаем, Узбекистаном?

Что касается присоединения Армении и Киргизии к Союзу, то можно сказать одно: до их присоединения были разработаны подробные планы мероприятий – дорожные карты, в которых комплексно и системно зафиксированы мероприятия, которые нужно выполнить этим государствам, чтобы присоединиться к Союзу. Там речь шла и о шагах по унификации законодательства, об обустройстве пунктов пропуска, проведении единообразного таможенного и иных видов государственного контроля. Полагаем, благодаря такой предварительной работе удалось минимизировать проблемы, которые могут возникнуть после начала работы Союза в расширенном составе.

С единым окном и без принципа резидентства

– Уже анонсировалось создание механизма “единое окно” в Таможенном союзе. Когда система может начать работать, и как она упростит жизнь бизнесу?

Да, сегодня механизм единого окна признан хозяйствующими субъектами и государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, как эффективный инструмент упрощения процедур во внешней торговле.

Сейчас уже понятно, что в процессе развития национальных механизмов единого окна члены ТС и ЕЭП пройдут нелегкий путь оптимизации, унификации и гармонизации процедур, требований к документообороту и информации, применяемых каждой из стран.

Для придания динамики процессу внедрения механизма единого окна в странах ТС и ЕЭП и обеспечения их дальнейшей интеграции разработаны Основные направления развития механизма единого окна в системе регулирования внешнеэкономической деятельности членов ТС. В декабре нынешнего года на заседании коллегии Комиссии планируется одобрить план мероприятий по реализации этого документа.

План мероприятий рассчитан на шестилетний период, с 2015 по 2020 год включительно. Это логическое продолжение проводимой политики по совершенствованию системы регулирования внешнеэкономической деятельности, внедрению современных информационных технологий, направленных на упрощение процедур международной торговли.

Результатом развития национальных механизмов единого окна должен стать переход на полный безбумажный документооборот при совершении широкого спектра внешнеторговых операций, существенное сокращение временных и финансовых затрат субъектов хозяйствования и госорганов на совершение этих операций, повышение уровня прозрачности и предсказуемости бизнес-процессов, повышение качества предоставления государственных услуг при одновременном повышении уровня управления рисками и минимизации случаев несоблюдения участниками внешнеэкономической деятельности требований законодательств.

– Уже к 2020 году планируется отменить “принцип резидентства”. Какие шаги будут этому предшествовать и какие перемены на национальном уровне придется предпринимать?

Вопрос отмены принципа резидентства включен в Список изъятий и иных ограничений, в том числе барьеров взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынки государств – членов ТС и ЕЭП.

Так как решение этого вопроса требует взвешенного и комплексного подхода, ЕЭК и правительствам стран-участников в течение первого полугодия 2015 года предстоит разработать план мероприятий, реализация которых и позволит создать условия для возможности субъектам хозяйствования с 1 января 2020 года подавать таможенную декларацию при экспорте или импорте товаров в любой стране Союза.

Норму, которая обязывает хозяйствующих субъектов декларировать товары таможенным органам той страны, резидентами которой они являются, предлагается временно сохранить до реализации мероприятий, предусмотренных этим планом. Все прекрасно понимают, что одним только изменением в ТК проблему отмены принципа резидентства не решишь, так как этот вопрос по сути является и экономическим и политическим одновременно.

К примеру, отсутствие сейчас единых правил взимания вывозных таможенных пошлин на территории ТС и ЕЭП – одна из ключевых проблем, препятствующих отмене принципа резидентства. Установить такие правила планируется в Соглашении об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов, и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе товаров с единой таможенной территории Таможенного союза. Однако работа над проектом Соглашения из-за разногласий государств-членов ведется уже несколько лет и никак не может приблизиться к логическому завершению.

Также должны быть решены и другие не менее важные проблемы, препятствующие взаимному доступу субъектов предпринимательской деятельности на рынки. Это связано с отсутствием унификации в налоговом, валютном, административном, уголовном, гражданском и других отраслях законодательства стран Союза.

Отдельное место должны занимать мероприятия по ускорению темпов разработки и практической реализации механизма информационного взаимодействия между таможенными, налоговыми и иными органами в режиме реального времени при ввозе, выпуске, перемещении товаров, уплате по ним таможенных пошлин, налогов и т.д.

И, конечно же, отмена принципа резидентства неразрывно связана с реализацией механизма единого окна во внешнеэкономической деятельности и возможностью межгосударственного взаимодействия национальных единых окон.

Как вы оцениваете первые результаты от действий предварительного информирования таможенных служб о железнодорожных грузах?

– Введение обязательного предварительного информирования о железнодорожных грузах – обоснованное и своевременное решение. На железной дороге оно действует более двух месяцев, с 1 октября 2014 года. Эта процедура введена для оптимизации и ускорения совершения таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля, что позволяет перевозчикам минимизировать временные и денежные потери при перемещении товаров и транспортных средств через границу. Информация о товарах, поданная в таможенную службу заблаговременно, сокращает время обработки документов и общее время стоянки груженого транспорта в среднем на 30-40%. Соответственно, сокращаются и затраты перевозчиков. Но это с тем учетом, что информация на все товары и транспортные средства подана в полном объеме.

Говоря о первых промежуточных итогах предварительного информирования, необходимо упомянуть, что в Беларуси и России еще до его введения заинтересованные участники ВЭД и предприятия железнодорожного транспорта активно представляли предварительную информацию. Поэтому, введя предварительное информирование как обязательную норму, мы не испытали недопонимания со стороны участников ВЭД, либо трудностей, которые бы не удавалось решить в рабочем порядке.

– Как будет распространяться эта система на другие виды транспорта?

В перспективе практика обязательного предварительного информирования распространится на товары, ввозимые всеми видами транспорта. На заседании Консультативного комитета по таможенному регулированию 11 ноября 2014 года уже одобрена целесообразность его введения для товаров, ввозимых воздушным транспортом.

19 декабря 2014 в 10:26
Ольга Лойко / TUT.BY

Читать полностью:  http://news.tut.by/economics/427399.html